Обеспечение психологической поддержкии педагогического процесса по развитию личности учащихся входит в цель работы психологов. Решение проблем можно добиться через создание благоприятного климата, используя разные нетрадиционные методы, взаимодействия с педагогами.
Работа психологов велась в следующих направлениях.
1 – проведение диагностической работы;
2 – активное взаимодействие с учащимися;
3 – работа с педагогическим коллективом;
4 – коррекционно-развивающие занятия с учащимися.
В своей работе психологи Момышева Марпуга Бахитжановна и Агатаева Умытхан Бекетаевна тесно сотрудничали с воспитателями и классными руководителями классов, с целью ознакомления и изучения психологических особенностей развития ученического коллектива и каждого ребенка в отдельности. Работа проводилась в зависимости от возрастных и психологических особенностей.
Методики, адресованные нормально развивающимся детям, не могут быть использованы при обследовании ребенка с нарушенным слухом, поскольку большая часть заданий в них предъявляются с помощью речевой инструкции, что делает их недоступными для неговорящих детей. Это вызвало большую затрудненность в работе. Потому что психологи без опыта работы в нашей школе. Чтобы задания оказались понятны и доступны не слышащему ребенку, есть только один адекватный способ их предъявления: все предлагаемые задания должны обязательно сопровождаться естественными жестами. Тут на помощь приходили воспитатели.
Ведущую роль на занятиях службы психолого-педагогического сопровождения играли практические методы: упражнения, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, деловые игры, введение жизненных ситуаций.
В рамках коррекционной работы проводились тренинги в малых группах, индивидуальные занятия с использованием сказкотерапии, мотивационных бесед, занимательных упражнений. Результатом данной работы явилось то, что первые классы успешно прошли адаптацию в школе, у учащихся 9 классов проводились тренинговые работы по развитию межличностных отношении.
Диагностика, посредством анкетирования, выявила детей с повышенной тревожностью и проводились коррекционные занятия и индивидуальные беседы с использованием тестов характера и темперамента .
Вместе с воспитателями Мендикуловой У. Курмансейтовой А. проведены тимбилдиноговые упражнения с их учащимися, как результат воспитатели получили рекомендации и советы психолога. (брошюрки).
Велась работа с родителями. На родительских собраниях, встречах проводились тренинговые работы, упражнения для снятия эмоционального напряжения. Родителями были заполнены анкеты «Как вы оцениваете школу» состоящих из 7-ми вопросов.
Результаты анкетирования показали
- Уровень удовлетворительности родителей школой- достаточно высок (уровень обучения, организация школьного быта,отношение с педагогами)
- 71% детей могут сказать «Моя школа лучше всех»-это хороший показатель работы школы.
В Сенсорной комнате психологи проводят коррекционно - развивающие занятия. Среда сенсорной комнаты состоит из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуя на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы способствуют активизации функции ЦНС. Атмосфера сенсорной комнаты активизирует детей, помогая им преодолеть тревожные невротические переживания, страхи, помогает достичь состояния эмоционального комфорта.
Работу психологов можно считать удовлетворительной особенно уже к концу учебного года.
Габитова В.С.
Заместитель директора по воспитательной работе